Как музыка умеет вызывать такую бурю чувств

Человек слушает музыку в наушниках

Ох, ну вот скажите мне, как, КАК эта штуковина работает? Я сейчас не про квантовую физику или там, ну не знаю, как коты умеют спать по 20 часов в день, а про музыку. Вот сидишь ты такой, никого не трогаешь, листаешь ленту… и тут – бац! – из наушников льётся какая-нибудь мелодия. И всё! Моментально! Внутри что-то щёлкает, и ты либо пускаешься в пляс, либо вдруг чувствуешь, как ком в горле подступает, а глаза… ну, слегка так увлажняются. Вот как это происходит, а? Ну, не просто же набор звуковых волн, право слово.

Помню, как-то ехал в электричке, дело было, кажется, в конце сентября, когда листья уже такие, знаете, медно-красные, а воздух пахнет вот этой осенней свежестью с нотками дыма от костров. И тут в плейлисте случайно включается старая-престарая песня группы «Сплин» – «Моё сердце». И всё. Я такой… отключаюсь от реальности. Смотрю в окно, а там проносятся поля, деревушки, и каждая нота, каждый аккорд, вот эта вокальная интонация… оно прям проникает куда-то глубоко, в самую душу. И ты сидишь, и тебе одновременно и грустно, и светло, и как-то… очень по-настоящему. И ты понимаешь, что вот это – это твоя жизнь, твои воспоминания, твои надежды. И никакого объяснения, почему именно эта песня, именно в этот момент, так сильно зацепила – нет. Или есть?

Музыка и наша внутренняя машина времени

Давайте попробуем разобраться, что ли. На самом базовом уровне, конечно, музыка – это физика. Звуковые волны, которые давят на барабанные перепонки, те передают колебания дальше во внутреннее ухо, а оттуда, по нервам, сигнал летит прямиком в мозг. Там, значит, наш серый кардинал эти колебания расшифровывает, сортирует, анализирует… Ну, и выдает нам что-то вроде: «Опа! Это же та самая песня, под которую мы с Ленкой на дискотеке отплясывали в 98-м! А ну-ка, давай-ка вспомним, как там, э-э-э, пахла жвачка «Love is…» и как неловко было приглашать на медляк!»

Вот именно! Мозг – это такой хитрый алхимик, который, получив порцию аудио-данных, не просто их обрабатывает, а сразу же связывает с гигантской базой данных наших прошлых переживаний. Музыка – это, если хотите, самый мощный триггер для воспоминаний. Это такой, знаете, волшебный ключ, который открывает потайные двери в нашем подсознании. И неважно, что это – «Времена года» Вивальди или какой-нибудь там, прости господи, хардбасс. Если с этим звуком у вас связана какая-то эмоция, какое-то событие… вуаля! Поток чувств обеспечен.

Но это же не всё, верно? Ведь бывает, что ты слышишь абсолютно новую мелодию, и она тебя цепляет. Вот прям сразу. До мурашек, до слёз, до желания свернуть горы. Почему?

Ритм, гармония, и немного магии

Тут в дело вступают другие игроки. Например, ритм. Подумайте сами: быстрый, энергичный ритм – и ноги сами просятся в пляс, сердце колотится быстрее, кровь разгоняется. Как будто тебе влили порцию чистого адреналина. А если ритм медленный, тягучий, с длинными паузами… то и дыхание замедляется, и мысли становятся плавными, и ты такой весь… медитативный. Вот как будто кто-то невидимый дирижирует твоим внутренним оркестром. Довольно, э-э-э, нагло, правда?

А ещё есть гармония и мелодия. Музыкальные психологи, эти умные дяди и тёти, давно выяснили, что минорные лады часто вызывают чувство грусти, меланхолии, а мажорные – радости, света, надежды. Это, знаете ли, не просто так. Это, как бы, заложено в нас, в нашем восприятии звука. Есть даже такие исследования, которые показывают, что младенцы по-разному реагируют на мажор и минор, ещё до того, как они вообще поймут, что такое музыка! Представляете? Они, значит, такие, лежат в колыбельке, и тут – «У-у-у, минорчик! Ну, всё, кранты, мир полон печали!» Или «Ого! Мажор! Жизнь – это праздник!» Ну, почти так.

И, конечно, не забываем про интонации. Музыкальный инструмент – он же как голос. Он может шептать, кричать, плакать, смеяться. Вот скрипка, например, своей пронзительной, такой, знаете, почти человеческой интонацией, может выжать слезу даже из самого, казалось бы, сурового дядьки, который вообще-то предпочитает слушать только звук работающего двигателя. А какой-нибудь там, не знаю, джазовый саксофон… он может быть таким томным, таким чувственным, что ты вдруг чувствуешь себя персонажем фильма-нуар, который вот-вот встретит роковую красотку в баре с тусклым светом и запахом сигар.

И что же получается? Музыка – это не просто звуки. Это сложный коктейль из физики, психологии, нейробиологии и, конечно же, нашего личного опыта. Это такой, ммм, уникальный язык, который обходит стороной логику и бьёт прямо в центр наших эмоций. Как будто кто-то нажимает на невидимые кнопки внутри нас, и мы – оп! – начинаем чувствовать то, что должны. Это, конечно, не магия, но… почти. Вот честное слово, почти магия.

Иногда мне кажется, что композиторы – это такие, знаете, добрые волшебники, которые просто знают, какие ноты, в какой последовательности, с каким ритмом и темпом нужно сложить, чтобы вызвать в тебе именно ту эмоцию, которую они задумали. И ты такой, слушаешь, и думаешь: «Ну, как он это сделал? Как он угадал, что именно эта мелодия заставит меня вдруг вспомнить, как я в детстве пытался поймать бабочку в сапиенсариуме у бабушки?» (Да, я знаю, что это не сапиенсариум, а просто огород, но в детстве он казался мне чем-то грандиозным!). Вот такие вот дела.

Так что в следующий раз, когда вы услышите музыку, которая заставит вас, ну, не знаю, подпрыгивать от радости или тихонько всхлипывать в уголке, просто знайте: это не просто так. Это целая симфония процессов внутри вас, дирижируемая гением звука и вашей личной историей. И это, по-моему, чертовски круто.